Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Ивьевский районный исполнительный комитет
06.12.2024

Профилактика нарушения лицензионных требований

Профилактика нарушения лицензионных требований В соответствии с абзацем четвертым статьи 90 Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон) одним из требований, предъявляемых к лицензиату, является наличие заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проводимой Госпромнадзором не реже одного раза в три года экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (далее – экспертиза), для работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: проектирование, монтаж, наладка, обслуживание, техническое диагностирование, ремонт потенциально опасных объектов, технических устройств; проектирование, монтаж объектов магистральных трубопроводов, газораспределительной системы и газопотребления. По состоянию на 25 ноября 2024 года Единый реестр лицензий содержит сведения о 1679 действующих лицензиях, о 64 приостановленных лицензиях. С целью профилактики нарушения лицензионного требования информируем, что на сайте Госпромнадзора, во вкладке «Лицензирование» размещен список лицензиатов, содержащий информацию по датам заключения. Анализ данного списка лицензиатов свидетельствует о следующем: в период с ноября 2024 года до марта 2025 года сроки по прохождению экспертизы   и   получению   заключения   подойдут   для   357   лицензиатов. Обращение лицензиата за проведением экспертизы, прохождение ее и получение заключения, составленного по результатам экспертизы, должно быть   осуществлено   в   срок,   позволяющий   соблюсти   требования   Закона. При подготовке к прохождению экспертизы необходимо, среди прочего, обратить внимание на следующее: наличие актуальных протоколов проверки знаний, в том числе протоколов, связанных с прохождением внеочередных проверок знаний при принятии (изменении) актов законодательства в области промышленной безопасности; своевременное   обеспечение   прохождения   подготовки   (переподготовки) работников; Справочно: В период с ноября 2021 года - по ноябрь 2024 года вступили в силу следующие технические нормативные правовые акты в области промышленной безопасности: Закон   Республики   Беларусь   от   14   октября   2022   г.   №   213-З «О лицензировании» (в редакции от 05.01.2024); Закон   Республики   Беларусь   от   9   января   2002   г.   №   87-З «О   магистральном   трубопроводном   транспорте»   (в   редакции от 12.07.2022); Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: от 27 декабря 2022 г. № 84 «Правила по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»; от 1 февраля 2021 г. № 5 «Правила по обеспечению промышленной безопасности котельных с установленными в них паровыми котлами с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейными котлами с температурой нагрева    воды     не     выше     115°С»     (в     редакции     от     05.01.2023); от 22 декабря 2018 г. № 66 «Правила по обеспечению промышленной безопасности   грузоподъемных   кранов»   (в   редакции    от    25.03.2024); от 30 декабря 2020 г. № 56 «Правила по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров   пассажирских»   (в   редакции   от   05.01.2023); от 27 декабря 2019 г. № 67 «Правила по обеспечению промышленной безопасности      аттракционов»       (в       редакции       от       30.12.2022); от 5 декабря 2022 г. № 66 «Правила по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения»; от 17 мая 2021 г. № 34 «Правила по обеспечению промышленной безопасности   при   бурении   скважин»    (в    редакции    от    04.02.2022); от 14 декабря 2023 г. № 67 «Правила по обеспечению промышленной безопасности при разработке подземным способом месторождений каменной и калийных солей»; учитывать, что Положение о системе контроля за качеством осуществления деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников (далее – Положение о системе контроле) должно соответствовать требованиям Инструкции о порядке разработки и функционирования системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности в области промышленной безопасности и подготовки (переподготовки) работников лицензиата, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 декабря 2022 г. № 78 «О разработке и функционировании систем контроля»;и иное. Необходимо отметить, что при проведении экспертизы одной из причин несоответствия лицензиата лицензионным требованиям, выявленного экспертами Госпромнадзора, является некорректно составленное Положение о системе контроля: -не указаны или не в полном объеме указаны работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности, которые лицензиат осуществляет; -не конкретизированы квалификационные требования (уровень подготовки, образование, периодичность повышения квалификации и иные) к   работникам, в том числе находящимся в гражданско-правовых отношениях с лицензиатом, которые выполняют работы и (или) оказывают услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности в области промышленной безопасности; -отсутствует перечень нормативных документов или он не актуализирован; кроме того, могут быть не определены: -порядок выполнения работ и (или) услуг, установленный нормативными документами; -порядок контроля качества   выполненных   работ   и   (или)   услуг, перечень лиц (структурных подразделений) в соответствии с организационно-штатной структурой, обеспечивающих надлежащее выполнение работ и (или)   услуг,   а   также   проведение   контроля; порядок оформления исполнительской документации по результатам выполнения работ и (или) услуг (журналов, актов, протоколов и иных); -порядок    внесения    изменений    в    Положение    о    системе    контроля. ВАЖНО ЗНАТЬ! Лицензиату необходимо не только разработать Положение о системе контроля, но и обеспечить функционирование данной системы. Функционирование системы контроля обеспечивается, в том числе и выполнением лицензиатом требований нормативных документов. Обращаем внимание! В случае непредставления заключения по результатам экспертизы, в установленный лицензионным законодательством срок, лицензирующий орган, руководствуясь подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 35 Закона, пунктом 9.1 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2022 г. № 405, выносит лицензиату предписание об устранении нарушения законодательства о лицензировании (далее – предписание). Лицензирующий орган вправе одновременно с вынесением предписания приостановить лицензию сроком до 6 месяцев. Справочно: В период с января до 25 ноября 2024 года было вынесено предписание с одновременным приостановлением лицензии 116 лицензиатам. Возобновлено действие лицензии после устранения выявленных нарушений 44 лицензиатам. Лицензиат, получивший уведомление о приостановлении лицензии, обязан прекратить   выполнение   работ   и   (или)   оказание   услуг,   составляющих лицензируемый вид деятельности. Лицензиат, устранивший выявленное нарушение лицензионного законодательства, обязан уведомить Госпромнадзор об устранении нарушения, повлекшего за собой вынесение предписания, приостановление лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение. В случае неустранения выявленного лицензирующим органом нарушения   (не предоставление заключения о соответствии лицензиата лицензионным требованиям) в сроки, определенные предписанием, повлекшее за собой приостановление лицензии, не уведомление лицензирующего органа об устранении, лицензирующий орган в течение месяца со дня окончания срока для устранения указанного нарушения, принимает решение о прекращении лицензии. ВНИМАНИЕ! Лицензиату, которому была прекращена лицензия по вышеуказанной причине, в течение года со дня прекращения лицензии, будет отказано в предоставлении лицензии или в изменении (расширения) лицензии в случае прекращения лицензии в части конкретных работ и (или) услуг. Кроме того, лицензиату, допустившему нарушение, повлекшее вынесение предписания либо и (или) приостановление лицензии, в том числе в части, также будет отказано в предоставлении лицензии и в изменении (расширении) лицензии по определенным работам, если лицензирующий орган прекратил данную лицензию на основании, направленного лицензиатом уведомления о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, в период действия вынесенного предписания либо приостановления лицензии. Гродненское областное управление ГОСПРОМНАДЗОРА